Слово "Мебель" происходит от французского – meuble, совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека.

С древних времен уже несколько тысяч лет и по сегодняшний день, мебель сопровождает человека. Человек нуждается в жилье, в его обустройстве, уюте, красивыми и практичными предметами быта.

 

 

 

Изначально кроватью, стулом, столом и шкафом первобытному человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда он получил возможность обращать свои способности силы и ум не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму, функцию и назначение.

 

The Furnish

 

Мебель в древнем Египте

Древнейшим государством, образцы мебели которого сохранились до наших дней, является Египет. В прошлом эта страна широко применяла дерево для своих нужд, вывозя его из соседних стран. Древняя египетская мебель делалась в основном из дерева. Древнейшие из известных нам образцов были найдены в царских погребениях ранней династической эпохи (3400-2980 гг. до н. э.).

 

 

Это обломки ларцов чёрного дерева, инкрустированных слоновой костью, обычный и складной табуреты с ножками в виде копыт жвачных животных (табуреты сделаны из дерева, но ножки вырезаны из целых слоновых клыков).

От III династии (2980-2000 гг. до н. э.) уцелели кровати, стулья и разнообразных размеров ларцы чёрного дерева с инкрустацией из зелёного и синего малахита, бирюзы, ляпис-лазури и слоновой кости, с ножками, изображающими львиные лапы или копыта быков, причём передние и задние ножки мебели сделаны соответственно форме передних и задних ног животного.

В эпоху Среднего царства (2000-1500 гг. до н. э.) столярное искусство достигает подлинного расцвета и поражает масштабами изготовляемых изделий. Для изготовления мебели в Египте употреблялось привозное дерево крепких пород. Мебель для сидения, столы, ларцы и сундуки в большинстве окрашивались белой краской, служившей фоном для дальнейших украшений. 

Stolline

 

Мебель в романском стиле (IХ-ХII вв.)

Мебель в романском стиле - основательная, прочная, функциональная, но при этом громоздкая и тяжеловесная.

Как бы то ни было, но именно простые и незатейливые столы, стулья или сундуки наилучшим образом вписывались в мрачный интерьер средневековых феодальных замков.

 

 

Материалом для изготовления мебели в романском стиле служила натуральная древесина: кедр, дуб, ель. Металлические детали, изготовленные методом ковки, служили не только для скрепления отдельных деталей, но и в качестве декоративных элементов. Зачастую готовую мебель в романском стиле окрашивали в яркие цвета, украшали резьбой.

Бесхитростные предметы обстановки: стол, представляющий собой козлы со съемной столешницей, трехногие грубые табуреты, дощатые скамьи, стулья с высокими спинками, вместительные сундуки, в полной мере отвечали менталитету того времени.

 

Мебель в готическом стиле (ХII-ХY в.в.)

Величественная и возвышенная готическая архитектура полностью повторяется и в предметах внутреннего убранства помещений того времени. Предметы мебели уже не такие громоздкие и тяжелые. Несколько позабытая со времен античности рамочно - филенчатая вязка вновь становится излюбленным приемом декорирования мебели и интерьера.

 

 

Стулья остаются такими же неудобными и громоздкими, тогда как столы становятся более разнообразными и функциональными. Появляются письменные столы с выдвижными ящиками и поднимающейся столешницей.

Мебельщики того времени изобретают прообраз нынешнего дивана - скамью с высокой спинкой. Все большую популярность приобретают шкафы. Основным украшением является ажурная резьба: растительные орнаменты или ленточные плетения.

Этажерка

 

Ренессанс или Возрождение мебели (ХIY-ХYI вв.)

Ренессанс или возрождение традиций античности, в искусстве создания мебели так же находит свое отображение. Плавные гармоничные линии, выверенные пропорции, умиротворенные оттенки. Всем своим видом мебель в стиле ренессанс располагает к спокойствию и неге. Возвращается мягкая мебель, роскошная обивка из ткани.

 

 

В мебельных изделиях четко просматривается влияние архитектуры эпохи Ренессанс. Орнаментальные профили, и элементы зданий, такие как колонны, пилястры, фризы, широко используются в мебельных конструкциях. Теплый цвет натуральной древесины - самое популярное решение для интерьеров того времени. Резьба, которой украшают мебель, во многом схожа с лепными декоративными украшениями, используемыми в отделке зданий.

Столы в стиле ренессанс либо прямоугольные, с двумя или четырьмя опорами, либо округлые или в форме шести или восьмиугольника, стоящие на одной опоре. Стулья и кресла, зачастую, даже в конструкции своей повторяют мебель для сидения, стоявшую во дворцах римских патрициев. Внушительных размеров кровати имеют ножки в форме колонн, пышные балдахины.

Мебель для дома

 

Барокко (конец ХYI - первая половина ХYIII в)

Причудливый и витиевато - изысканный стиль барокко, зародился во дворцах французской знати. Являясь прямым наследником античного стиля, он однако отличается от предшественника большей динамичностью. Изогнутые спиральные линии, сложные, витиеватые узоры, выпуклые поверхности.

В мебельной моде возрождается изысканный и пышный декор: позолота, роспись, изысканная резьба. Зарождается новая технология декорирования мебели: интарсия - создание узоров на поверхности с использованием полудрагоценных камней, перламутра, ценных пород древесины.

Для формирования сложных выпуклых поверхностей используется техника мозаичного набора, при котором небольшие кусочки фанеры склеиваются между собой, шлифуются и покрываются лаком.

 

 

Основная идея стиля барокко это царственная пышность, торжественность и помпезность. Обивка из натурального шелка или парчи, бахрома, обилие позолоты, насыщенные цвета (в том числе глубокий пурпурный). Ножки мебели приобретают изогнутые формы. Широко используются в декорировании мебели античные мифологические сюжеты. Появляются первые мебельные гарнитуры, кухонные гарнитуры, входят в употребление комоды.

Роникон

 

Стиль рококо (1-я половина ХYIII в.)

Стиль рококо, что в переводе означает раковина, является изящным продолжением античных традиций барокко и ренесанса.

Для мебели в стиле рококо характерно отсутствие прямых линий и какой либо симметрии. В мебели отсутствуют отдельные автономные элементы - вся конструкция выглядит будто бы отлитой из единой пластичной массы.

 

 

Нежность, изысканность и утонченность подчеркивают и цвета тканей, используемых в обивке. Как правило, это пастельные оттенки: голубой, розовый, салатовый, молочно - белый. В качестве декора мебели используется позолота, интарсии из перламутра, полудрагоценных камней, накладки из бронзы, роспись. При изготовлении мебели в стиле рококо резьба по дереву практически не используется, ее заменяют более сложные технологии отделки.

Появляются новые виды мебели для сидения: канапе, уютные кресла «бертер». Становятся популярными секретеры и туалетные столики.

 

Мебель в стиле классицизм (середина ХYIII - ХIХ вв.)

Рациональный и трезвый классический стиль пришел на смену театрально - помпезному барокко и капризному рококо. Витиеватые линии и динамичные формы сменились строгими и лаконичными, выполненными в соответствии с лучшими традициями античного искусства.

 

 

Мебельные конструкции становятся более функциональными, возвращается гармоничность, пропорциональность и симметрия. Другими определяющими чертами мебели в стиле классицизм служат прямые линии и барельефная резьба. Широко используются античные мотивы: растительные и цветочные гирлянды, маски, колонны.Обилие декоративных элементов более не актуально, украшения сводятся к минимуму.

Для обивки мягкой мебели используются дорогие ткани с неброским узором: цветочным или в полоску. Нередко употребляется цветной и белый лак, а так же позолота.

 

Стиль ампир (вторая половина ХYIII - начало XIX вв.)

Эпоха классицизма времен Наполеона получила название «ампир», что в переводе с французского означает - империя. Эпоха античности, из идеала для подражания, превращается в эталон, который копируется до мельчайших деталей. Мебель превращается в монументальное произведение искусства, при этом значительно теряя в удобстве и функциональности.

 

 

Массивные формы, гладкие полированные поверхности, накладные детали из бронзы, глубокий черный цвет и обилие позолоты - основные характерные черты мебели в стиле ампир. Сиденья стульев и столешницы столов, не просто опираются на ножки, они покоятся на сооружениях, напоминающих скульптуры и архитектурные колонны.

В декоре мебели значительное место занимает военная тематика: набалдашники напоминают наконечники пик и стрел, лавровые венки символизируют многочисленные победы имперской армии. После египетского похода в моду входят изображения сфинксов, пирамид и иероглифов. Для создания мебели высшего класса широко используется ценная древесина экзотических пород, так называемое красное дерево.

Цвет Диванов

 

Стиль бидермейер (начало XIX вв.)

 

 

Стиль бидермейер не знаменовал собой разительных перемен в мебельном искусстве. Он являл собой практичное, с точки зрения зажиточного бюргера того времени, сочетание всех предшествующих стилей.

Плавные, изящные и аристократичные линии мебели в стиле бидермейер заимствованны у стиля рококо. При этом от пышного декора и позолоты решено было отказаться, ведь они не соответствовали демократическим тенденциям в европейском обществе.

Излюбленной мебелью в домах новой буржуазии становятся буфеты, швейные столики, удобные диванчики и кресла, в которых можно было отдохнуть от трудов праведных. Большим спросом пользуются письменные, игральные, курительные столы.

mebel-top.ru

 

Парадная мебель, как и раньше, изготавливается из ценных пород древесины, но в широком обиходе все чаще используется ясень, береза, вишня, клен. Шелковая, муаровая и парчовая обивка заменяется тканями попроще - репс, ситец в мелкий цветочек или полоску.

Стилю бидермейер не чужды всевозможные орнаменты, которые он так же позаимствовал из предыдущих течений мебельной моды. Впрочем, разнообразные мотивы декора стали более сдержанными, лаконичными.

В этот период времени Михель Тонет, мастер из Германии, разрабатывает новую технологию мебельного производства: изготовление многослойной фанеры и формование отдельных элементов на пару или в кипятке.

Для нас стиль бидермейер интересен, в первую очередь, как первая попытка адаптировать роскошную обстановку аристократических покоев к нуждам более скромного, буржуазного жилища. По мнению специалистов, именно этот стиль на долгие годы определил приемы сочетания в интерьере элементов прошлых лет, сегодня реализуемые как стиль ретро.

spim.ru

 

Модерн («ар нуво») (конец ХIХ - начало ХХ вв.)

Начало нового тысячелетия обострило потребность в массовом производстве предметов мебели, что повлекло упрощение форм отдельных составляющих при одновременном стремлении к оригинальности каждого изделия.

 

 

Дизайн стиля модерн, расцвет которого пришелся на двадцатые годы прошлого века, ориентировался на создание новых, необычных форм, полностью игнорируя традиции. Значительное влияние на его формирование оказали такие стили изобразительного искусства, как кубизм и конструктивизм.

Современная модульная мебель своим созданием обязана именно модерну.

Доминирующая идея - лаконичность и функциональность. Эстетическая же составляющая более не принимается во внимание. Модерн черпает красоту в логичности и экономичности конструкции. Широко применяются новые мебельные материалы: металл и пластик. Стилизованный растительный орнамент характеризуется плавными, вытянутыми линиями.

HomeMe.ru

 

Функционализм (начало ХХ вв.)

В самом названии стиля - функционализм заложена концепция и философия данного дизайнерского направления. Интерьер строится по принципу удобства и рациональности, при полном отсутствии декоративности. Зачастую мебель напоминает разноцветный детский конструктор и является многовариантной.

 

 

Модели в стиле функционализм легко узнаваемы, поскольку отличаются четкостью и лаконичностью: квадратные сидения, цилиндрические спинки и подлокотники, треугольные дверцы. Во многом функционализм перекликается с восточным минимализмом и скандинавским стилем.

Цветовые предпочтения: серый, белый, бежевый, черный. Ткани обивки с нарочито грубоватой фактурой: лен, рогожка, тик. Основной материал для изготовления предметов мебели - дерево (дуб, клен, венге или более экзотические - эбен и зебрано).

Разновидностями функционализма являются авангард и кубизм. При изготовлении мебели в стиле авангард использовались новые высокотехнологичные материалы.

Mebelion.ru

 

Стиль поп-арт (50-60-е годы ХХ века).

Новый стиль жизни диктовал свои требования к эстетике жилища. Лаконичная, во многом типовая архитектура, требовала, принципиально новых, функциональных решений. Так возник стиль поп - арт, с характерными для него обтекаемыми формами и облегченными конструкциями.

 

 

Основная декоративная функция была отдана цвету. Неординарные и яркие предметы мебели из железа и пластика - именно таким представлялся интерьер будущего.

 

Стиль минимализм (XX в.)

Прямолинейность и простота, минимум узоров, рисунков, аксессуаров - основные отличительные черты стиля минимализм. В этом стиле нашла отражение восточная философия фен - шуй, предполагающая в организации жилого пространства максимум воздуха и света и минимум предметов мебели.

 

 

Цвета максимально приближены к оттенкам природы: бежевый, коричневый, терракотовый, черный, белый. Используется только натуральное дерево с минимальной обработкой поверхности и натуральные ткани для обивки. Лаконичность и сдержанность создают неповторимую атмосферу совершенства интерьера при отсутствии излишеств.

Ангстрем

 

Стиль хай-тек (к. XX в.)

Стиль хай - тек - истинное дитя современных индустриальных технологий. Стекло, металл, пластик, обилие глянцевых поверхностей, создают неповторимую эстетику интерьера в его ультра современном звучании.

 

 

Жилище в стиле хай - тек напоминает кабину фантастического космического корабля. Мебель, при всей лаконичности форм, удобна, функциональна и эргономична. В обивке чаще всего используется кожа ( натуральная и искусственная) или плотные натуральные ткани. Излюбленные цвета: белый, серый, черный. Допускаются так же яркие оттенки синего, красного, оранжевого.

Большую роль в создании законченного образа интерьера играют всевозможные светильники, зачастую встроенные в мебельную конструкцию.

Одна из разновидностей хай - тек - техностиль. Общее впечатление: предметы мебели выглядят как детали станков или машин. Широко используется штамповка и перфорация.

 

Деревенский стиль - кантри

Простой и теплый стиль кантри, это атмосфера загородного дома прошлого века. Незатейливая, добротная и удобная мебель из натурального дерева, керамика, обилие декоративных элементов - основные отличия этого стиля.

Кантри насчитывает множество вариаций, для каждой страны свой колорит.

Скандинавский стиль - светлое дерево, простые формы, сдержанный, почти минималистический, интерьер. Основные рисунки - полоска и клетка, излюбленные цвета - белый, бежевый, синий, голубой, лимонный.

 

 

 

Американский кантри стиль . Обивка мебели выполняется из кожи или тканей с анималистическим рисунком. Цветовое решение интерьера: все оттенки саванны.

Английский кантри - простота с оттенком элегантности. Мебель из светлой древесины, искусственно состаренная, часто с декоративной росписью.

Французский кантри стиль сегодня более известен нам под названием прованс.

Mebelion.ru

 

Незатейливая и уютная мебель несет на себе явные приметы времени: потертости, сколы. Часто для украшения поверхности используется роспись. Как правило это мелкие или очень крупные цветочные и растительные мотивы. Мебель выполняется исключительно из натурального дерева. О стиле прованс, сами дизайнеры говорят, что это простота, которая стоит не дешево.

Русский стиль - стилизация под крестьянскую избу. Простая деревянная мебель, как правило, без обивки. Незатейливые формы: скамьи, табуреты, сундуки. В качестве декора используется резьба по дереву, стилизованная роспись.